г. Минск, ул. Ландера, 6а
+375 (17) 212-89-12


Начальная школа
с 6 лет до 10 лет
Средняя и
старшая школа

с 10 лет до 17 лет
Факультативы
Досуг



Слово учителю


Советы психолога

Родителям

Пять мифов о частных школах Беларуси

Многие белорусы уверены: качественное среднее образование за деньги можно получить только за рубежом, где имеются давние традиции. В Беларуси же институт частного образования непопулярен из-за дороговизны и качества, которое не дотягивает до государственных стандартов. Между тем, спрос на получение платного среднего образования есть – в некоторых учебных заведениях уже даже закончен набор на 2009/2010 учебный год (прим.: статья опубликована 4 мая 2009 года). Пять мифов о белорусской частной школе анализируют специалисты и эксперты «Завтра твоей страны».

Миф 1. Частная школа – дорогое удовольствие

Именно этот аргумент чаще всего используют чиновники, отвечая на вопрос, почему частная школа «не прижилась» в Беларуси.

Первые частные школы в стране появились в 1991 году, когда был принят закон «Об образовании», в котором признавалась возможность существования в Беларуси частных учебных заведении. В середине 1990-х годов только в Минске функционировало 11 частных школ. Сегодня их всего четыре: две гимназии и два учебно-образовательных комплекса.

Месяц обучения в частной школе стоит действительно немало — от 250 до 360 евро за месяц обучения. С нового учебного года цены, скорее всего, повысятся и будут стартовать от 300 евро. По словам директоров школ, это продиктовано условиями деятельности частных учебных заведений — они не имеют ни льготного налогообложения, ни скидок по арендной плате. Учащиеся в таких средних учебных заведениях проводят практически целый день – с 8.30 до 16.45. Питание в школах, минимум, трехразовое, а в кое-где детей кормят и 5 раз в день.

Но эти, казалось бы, высокие цены, не отпугивают родителей. Особенно тех, чьи дети идут в первый класс. Например, в столичной частной школе ЭКО-Л набор в первый класс на 2009/2010 учебный год уже закончен.

— Мест нет, — говорит директор начальной школы «ЭКО-Л» Татьяна Маслова. – Запись закончилась еще до нового года. У нас очень хорошие условия – мы арендуем помещение бывшего детсада, предоставляем пятиразовое питание. Пять раз в неделю первоклашки изучают английский язык, со второго класса – немецкий. По желанию, занимаются музыкой, хореографией, в школе работает изостудия. Все педагоги — первой и высшей категории.

Мама третьеклассницы одной из минских гимназий так объясняет свой выбор в пользу частной школы:

— Мы с мужем работаем, бабушки и дедушки — тоже занятые люди, значит, надо искать няню и платить ей те же 350 евро в месяц, что мы платим за школу. Но в школе и учеба, и музыка, и танцы, и ИЗО, и иностранные языки. И все это преподают специалисты. При этом ребенка на специальном автобусе утром отвозят в школу, а вечером привозят домой. Потраченные средства того стоят.

Миф 2. За деньги можно купить оценки, но не знания

У председателя Комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Владимира Здановича к частным школам настороженное отношение.

— Частные школы не выдержали конкуренции, потому что, по сути, оказались мыльным пузырем: красивым снаружи и пустым внутри, — считает депутат. – Когда частное образование только зарождалось, говорилось много красивых слов о его преимуществах: и учителя лучше, и знания крепче. А на практике оказывалось не так, и родители просто отказывались от такой услуги.

Качественное образование, по мнению Владимира Здановича, можно получить в обычной государственной школе, где и педагоги не хуже, и требования строгие.

— В частных школах – и это ни для кого не секрет – часто аттестат подгоняют под хороший средний балл. Ребенку не нужна география или история при поступлении, и ему ставят 8 или 9. Зачем администрации конфликтовать с родителями, которые, по сути, платят за оценки, — убежден депутат.

С таким мнением категорически не согласны представители администраций частных школ. Основным преимуществом своих учебных заведений перед государственными школами они называют более высокие требования, которые предъявляются к учителям, и меньшую укомплектованность классов.

— Все учителя нашей гимназии педагоги высшей и 1 категории, — говорит учредитель частной минской гимназии «Возрождение» Елена Анискевич. – У всех большой опыт работы. Учителя находятся в школе до 16.45, как и ученики. У детей, что особенно важно для старшеклассников, есть возможность «подтягивать» те предметы, которые нужно сдавать при поступлении. Получается, родителям не надо искать репетиторов.

Такое отношение к ученикам, безусловно, отражается и на зарплате педагогов. Они зарабатывают больше, чем их коллеги из государственных школ. В среднем, на 30 процентов, а некоторым учителям администрация частных школ платит еще больше. Значит, у педколлектива есть стимул хорошо работать.

Согласно положению о частной школе, в данных учебных заведениях в одном классе не может заниматься более 14 человек. Иной раз в одном коллективе только пять-шесть учеников.

— Учитель может уделить максимум внимания каждому ученику, стремится преподнести материал так, чтобы его все усвоили. Это значит, что серьезных проблем с успеваемостью практически не бывает, — говорит директор гимназии «Альтасфера» Виолетта Зверкович. — Выпускники нашей гимназии, например, стопроцентно поступают в высшие учебные заведения Беларуси, причем, в лучшие вузы – Белгосуниверситет, Белорусский государственный медицинский университет. Некоторые уезжают учиться в Литву, Польшу и показывают там прекрасные результаты.

— Среди выпускников нашей гимназии есть победители республиканских олимпиад по химии, — отмечает завуч гимназии «Альтернатива» Галина Михайловская. – Не раз наши дети получали дипломы на олимпиадах и международных конкурсах "Буслік", "Кенгуру", "Журавлик", "Колосок".

Миф 3. Частные школы только для детей богатых белорусов и криминальных авторитетов

— Так, к сожалению, думают очень многие, — говорит Виолетта Зверкович. – А на самом деле в нашей гимназии занимаются, в основном, дети, которые по разным причинам не могут учиться в обычной общеобразовательной школе, где их либо не разглядели, либо не дали развиваться, как следует. Детей из полных семей в нашей гимназии процентов десять. Занимаются подростки, родители которых развелись и папа оплачивает учебу. Есть дети, чьи родители работают за границей, а их воспитанием занимается бабушка или близкие родственники. Наши дети очень ранимые, к ним действительно нужен индивидуальный подход. С ними работает психолог, у нас нет жесткой дисциплины, учитель пытается ребенка понять.

Миф 4. Государство поддерживает частные школы

Буквально все директора частных столичных школ единодушны: государство не только не поддерживает развитие института частной школы в Беларуси, но и ставит палки в колеса. Кандидат наук, бывший проректор БГУ Анатолий Павлов говорит, что институт частной школы изначально был обречен на выживаемость, а не на успех. Причина тому – отсутствие действенных правовых механизмов.

— Эффективно развиваться такие учебные заведения могли бы в том случае, если бы имели собственные здания, — говорит Анатолий Павлов. — Но реально осуществить этот вариант оказалось практически не возможно — не был разработан правовой механизм быстрого отвода земельных участков под строительство, по получению льготных кредитов. Частные учебные заведения вынуждены были арендовать зачастую не очень приспособленные для ведения учебного процесса помещения, не могли быстро создать качественную учебную базу.

Например, столичная гимназия «Альтасфера» за 15 лет своего существования была вынуждена сменить три адреса и в конечном итоге переехать из центра Минска на периферию, в район «Курасовщина». Удаленность от центра не могла не сказаться на численности учащихся.

Руководство учебно-образовательного комплекса «ЭКО-Л» вынуждено арендовать два здания: на ул. В.Хоружей и ул. Пугачевской. В одном здании размещается начальная школа, в другом – средняя.

— Всего в нашем распоряжении 3 тысячи квадратных метров, — говорит директор начальной школы «ЭКО-Л» Татьяна Маслова. – В год за аренду мы платим 100 тысяч евро. Отсюда и высокая плата за обучение.

— У меня складывается впечатление, что государство вообще не считает наших детей своими гражданами, — дополняет коллегу Виолетта Зверкович. — Если они проходят медосмотр в поликлинику, то должны за это платить, экзаменационные материалы мы покупаем за свои деньги…

По мнению специалиста, в Беларуси не должно быть много частных школ, но тем немногим, которые способны организовать учебный процесс на должном уровне, надо дать возможность существовать. Не душить налогами, арендной платой, проверками, а наоборот, помогать.

— Государство просто обязано следить за учебным процессом в частной гимназии, потому что ее выпускники получают аттестат о среднем образовании государственного образца, — категоричен депутат Владимир Зданович. – Аттестацию проходят и государственные гимназии, и к ним тоже внимание со стороны государства пристальное. Безусловно, и с этим никто не спорит, в цивилизованном государстве должны существовать и государственные, и частные школы, чтобы у детей и родителей был выбор.

Но спрос со школ всех форм собственности, по мнению Владимира Здановича, должен быть одинаковым.

— Возможно, владельцы гимназий не довольны арендной платой, налогами, но и у государства могут быть претензии, — отмечает он. — Мне, например, известен такой факт, когда одно столичное частное учебное заведение умудрялось сдавать свои площади – тоже арендованные – фирме и на этом зарабатывать.

У экс-проректора БГУ Анатолия Павлова на сей счет свое мнение. Он считает, что у государства нет интереса к частным школам по той причине, что сама идея частного образования не вписалась в государственную систему Беларуси.

— Власть стремится регулировать все сферы жизни населения страны. Все, что хоть в самой малой степени от нее не зависит, наша власть категорически не приемлет, — подчеркивает эксперт «Завтра твоей страны».

Миф 5. В частную школу не пробиться

Справедливости ради, стоит отметить, что выбор частных школ в Минске действительно не богат. Но если у вас есть желание отдать ребенка в частную школу или по какой-то причине он не может заниматься в государственной, найти подходящий для себя вариант можно.


Автор:  Мария Ковальчук
Источник:  Сайт «Завтра твоей страны»